Как научить ребенка общаться со взрослыми?

Родительское собрание «Учим ребенка общаться»

“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Задачи:

  • Развитие вербальных средств общения.
  • Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
  2. Приглашение психолога на родительское собрание.
  3. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
  • тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
  • памятки для родителей “Учим детей общению”;

План:

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  4. Сообщение психолога
  5. Практическая часть
  6. Работа в микрогруппах
  7. Рефлексия
  8. Вывод
  9. Тест-игра
  10. Подведение итогов по тест-игре
  11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
  12. Заключительная часть

Ход собрания

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.

Примечание: Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.

2. Вводная часть

И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.

Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.

Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.

Примечание: в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

3. Основная часть

Сообщение психолога

В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом — тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

2) умение организовать общение (“Я умею!”);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

4. Практическая часть

Работа в микрогруппах

Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.

Примечание: Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.

1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”

Предложить выполнить задание. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663907/

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербалике (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

Как научиться общаться с незнакомцами?

• Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

• Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.

• Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

• Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

• Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

• Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

Источник: http://www.b17.ru/article/42132/

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

Безопасность ребенка

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербалике (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

Как научиться общаться с незнакомцами?

• Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

• Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.

• Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

• Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

• Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

• Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

Источник: http://www.alllady.md/123589-detali/125043

Как научить ребенка общаться со сверстниками

Общение — процесс естественный, но даже у взрослых нередко возникают вопросы при установлении личных контактов. Дети же и вовсе могут растеряться и испугаться во время знакомства или разговоров со сверстниками. Задача взрослых — научить ребенка дружить и правильно оценивать возникающие в процессе общения ситуации.

Детей в возрасте до 2−3 лет, как правило, интересует не общение со сверстниками, а игра, в которую они вовлечены. Становясь старше, мальчики и девочки начинают сближаться с товарищами по игровой площадке/детскому саду и даже находят своих первых друзей. Конечно, не все проходит гладко, и малыши нередко испытывают трудности в общении. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • Конфликты между ребенком и коллективом;
  • личностные конфликты;
  • чрезмерная застенчивость ребенка.

Конечно, полностью оградить детей от возможных разногласий и проблем не получится, но родителям следует помочь им наладить общение со сверстниками, объяснив базовые правила поведения.

Основы общения в юном возрасте

Обучение ребенка навыкам общения — «наука» тонкая и сложная. Универсальной методики нет, поэтому к каждому малышу необходимо найти индивидуальный подход. И все же детские психологи отмечают несколько важных правил, которые родители должны донести своему ребенку:

  • Сопереживание и соучастие — это ключ к хорошим отношениям. Если товарищ упал или поцарапался, его нужно поддержать. Если другу подарили новую игрушку, за него нужно порадоваться. К сожалению, этот важный урок в детстве усвоили далеко не все взрослые.
  • Дружбой нужно дорожить. Понятие «дружба» малышам еще не совсем понятно. Они готовы назвать другом ребенка, с которым поиграли всего один вечер. Однако уже сейчас важно рассказать своего малышу об основе дружеских и товарищеских отношений — уважении, взаимопомощи и поддержке.
  • Нужно быть честным и справедливым. Большинству детей свойственно фантазировать и приукрашать действительность. И если в игре подключение воображения приветствуется, то в общении со сверстниками обман неприемлем. Детки постарше также должны понимать, что такое «справедливость», и как следует поступать в ситуациях, когда товарищи нарушают ее принципы.
  • Люби себя, но уважай других. В ребенке важно воспитать самолюбие и самоуверенность. Но при этом важно объяснить, что самоутверждение за счет оскорбления или унижения своих товарищей недопустимо.
  • На обиженных воду возят. Обидеть малыша проще простого — это знает каждый взрослый. Задача родителей — объяснить ребенку, что остро реагировать на обидные прозвища и плохие слова со стороны сверстников не стоит. Если уже в детстве малыш научится спокойнее относиться к провокациям своих товарищей, то в будущем его стрессоустойчивость поможет избежать множество неприятных ситуаций.

Родителям важно понимать, как коллектив влияет на личность ребенка. Очень часто спокойный и доброжелательный в стенах дома малыш в компании сверстников ведет себя совершенно иначе. В этом случае нужно как можно чаще проводить воспитательные беседы с ребенком, но не наказывать его, а попытаться донести важность хорошего поведения.

Как помочь робкому ребенку найти друзей?

В достаточно сложной ситуации оказываются скромные от природы дети. Они стесняются первыми заводить новые знакомства, не проявляют инициативу в играх и часто вообще предпочитают проводить время в одиночестве или в компании родителей. Взрослым необходимо уделить внимание социализации робких малышей, иначе в дальнейшем они могут испытывать сильный дискомфорт при общении со сверстниками. Помощь родителей может заключаться в следующем:

  • Содействие в знакомстве ребенка хотя бы с одним из сверстников. Имея поддержку в виде одного друга, малыш будет легче знакомиться с новыми ребятами.
  • Прорабатывание сценариев. Можно дома инсценировать общение ребенка с другими детьми, прорабатывая особенно тщательно ситуации, которые могут смутить ребенка.
  • Повышение самооценки. Возможно, ребенок просто не уверен в себе. Почаще хвалите его, но избегайте откровенной лести — медвежья услуга ни к чему хорошему не приведет.
  • Ослабление контроля. В некоторых случаях застенчивость малыша связана с чрезмерным контролем его действий родителями. Боясь осуждения или критичной оценки, он будет искусственно ограничивать общение с другими детьми.

В конечном счете, каждый родитель сам решает, как научить ребенка общаться со сверстниками с учетом особенностей его характера и принципов воспитания в семье. Но важно помнить, что дети часто копируют поведение взрослых. А это значит, что в случае возникновения сложных ситуаций в детском коллективе необходимо проанализировать отношения внутри семьи и стиль общения, который практикуют окружающие ребенка взрослые.

Источник: http://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-nauchit-rebenka-obschatsya-so-sverstnikami

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

Безопасность ребенка

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербалике (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

Как научиться общаться с незнакомцами?

• Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

• Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.

• Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

• Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

• Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

• Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:2XWJ0zSqLIsJ:http://www.alllady.md/123589-detali/125043%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F+%D1%81%D0%BE+%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk

Как научить ребенка общаться с невежливыми взрослыми.

Все родители пытаются научить своего ребенка быть вежливым со старшими, всегда проявлять уважение и понимание, по возможности помогать пожилым людям, никогда не хамить. Однако не все люди заслуживают такого отношения к себе. Как научить малыша общаться с грубиянами и «добрыми» старушками?

К сожалению, каждый из нас обладает своей моделью поведения, и очень часто она вызывает бурю негодования со стороны окружающих. Некоторые считают вполне нормальным явлением лезть в посторонние дела, кто-то стремится узнать, что творится в чужой семье и дать свои «дельные» советы. Задача каждого родителя – научить ребенка правильно реагировать на допросы бабулек у подъезда, чтобы их некорректные вопросы не смутили малыша и не вызвали панику.

Рассмотрим несколько часто встречающихся ситуаций.

1. Любопытные соседи.

Каждому из нас доводилось сталкиваться с любопытными соседями, которых всегда хотелось обойти, чтобы избежать допросов о том, кто был у вас в гостях или что вы делали в воскресенье вечером. Взрослому человеку довольно легко ответить таким интересующимся людям. Но как должен вести себя в такой ситуации ваш ребенок?

Ответом на расспросы может стать банальная фраза: « А вам зачем это знать?». Конечно, некрасиво на вопрос отвечать вопросом, но лезть в личную жизнь человека – это нарушение правил этикета, поэтому ваш ребенок может смело употреблять этот вопрос в общении с докучающими соседями. В продолжении спрашивающий просто замолкает или же бросает пустую фразу и уходит.

Если же соседи не отстают, пытаясь вытащить из малыша интересующую информацию, ответ может быть таким: «Спросите родителей – возможно, они расскажут». В большинстве случаев данная фраза усмиряет интерес. Такой вежливый отказ не является оскорблением. Объясните малышу, что подобные вопросы не должны его смущать. В этой ситуации неловко должен чувствовать себя тот, кто проявляет чрезмерное любопытство.

В некоторых случаях даже эти фразы не способны отпугнуть доброжелательных бабулей. Если ваш ребенок не захочет им что-то рассказывать, они могут даже назвать его грубияном, или же угрожать, что обязательно доложат родителям о поведении ребенка. Малыш в этом случае не должен пугаться: «Конечно, сообщите родителям». Эта фраза будет идеальным решением окончания разговора.

Главное, чтобы ваш ребенок рассказывал вам о таких ситуациях, доверял вам. Если вам показалось, что ребенок ответил неправильно, не стоит его ругать. Научите ребенка, что и как отвечать таким людям.

2. «А на кого это ты похож?».

Многие недалекие люди могут задавать бестактные вопросы типа: « Кого любят больше твои родители?», «А твой брат больше похож на родителей, может они тебя усыновили?» и так далее. Такие расспросы могут послужить не только причиной ссор в семье, но и серьезно травмировать ребенка. Идеальным ответом ребенка может быть: « Какие-то странные вопросы вы задаете».

Вы должны подготовить своего ребенка к таким ситуациям, рассказать, что есть нетактичные люди, которые несут чушь ради своего развлечения. Зная это, малыш не будет воспринимать в серьез колкие вопросы посторонних.

3. Угощения конфетками.

Обязательно объясните своему малышу, что принимать от посторонних какие-либо сладости и угощения категорически нельзя, особенно, если рядом нет родителей. Конечно, бабули во дворе любят угощать своими кулинарными творениями. Но ведь никто не знает, из чего и как она готовила. Возможно, этот шедевр вызовет аллергию или расстройство желудка у ребенка. А зачем такие проблемы?

4. Осторожно – незнакомцы.

Незнакомцы – весьма опасная ситуация. Ваш ребенок должен знать с самого раннего детства, что разговаривать с незнакомцами категорически нельзя. Кто бы это ни был: мужчина, женщина, ребенок старшего возраста. Даже если этот человек знает имя ребенка, он не должен к нему подходить. Научите малыша такой фразе: « Я с вами не знаком, мне нельзя с вами разговаривать». Важно, чтобы ребенок обязательно сообщил вам о подобном инциденте. Особенно, если незнакомый человек что-то предлагает или зовет пойти с ним. Объясните малышу, что такое поведение вполне нормальное и это не будет являться знаком плохого воспитания, поскольку это касается его безопасности.

Источник: http://babyzzz.ru/parents/1333.html

Как научить ребенка общаться с невежливыми взрослыми.

Все родители пытаются научить своего ребенка быть вежливым со старшими, всегда проявлять уважение и понимание, по возможности помогать пожилым людям, никогда не хамить. Однако не все люди заслуживают такого отношения к себе. Как научить малыша общаться с грубиянами и «добрыми» старушками?

К сожалению, каждый из нас обладает своей моделью поведения, и очень часто она вызывает бурю негодования со стороны окружающих. Некоторые считают вполне нормальным явлением лезть в посторонние дела, кто-то стремится узнать, что творится в чужой семье и дать свои «дельные» советы. Задача каждого родителя – научить ребенка правильно реагировать на допросы бабулек у подъезда, чтобы их некорректные вопросы не смутили малыша и не вызвали панику.

Рассмотрим несколько часто встречающихся ситуаций.

1. Любопытные соседи.

Каждому из нас доводилось сталкиваться с любопытными соседями, которых всегда хотелось обойти, чтобы избежать допросов о том, кто был у вас в гостях или что вы делали в воскресенье вечером. Взрослому человеку довольно легко ответить таким интересующимся людям. Но как должен вести себя в такой ситуации ваш ребенок?

Ответом на расспросы может стать банальная фраза: « А вам зачем это знать?». Конечно, некрасиво на вопрос отвечать вопросом, но лезть в личную жизнь человека – это нарушение правил этикета, поэтому ваш ребенок может смело употреблять этот вопрос в общении с докучающими соседями. В продолжении спрашивающий просто замолкает или же бросает пустую фразу и уходит.

Если же соседи не отстают, пытаясь вытащить из малыша интересующую информацию, ответ может быть таким: «Спросите родителей – возможно, они расскажут». В большинстве случаев данная фраза усмиряет интерес. Такой вежливый отказ не является оскорблением. Объясните малышу, что подобные вопросы не должны его смущать. В этой ситуации неловко должен чувствовать себя тот, кто проявляет чрезмерное любопытство.

В некоторых случаях даже эти фразы не способны отпугнуть доброжелательных бабулей. Если ваш ребенок не захочет им что-то рассказывать, они могут даже назвать его грубияном, или же угрожать, что обязательно доложат родителям о поведении ребенка. Малыш в этом случае не должен пугаться: «Конечно, сообщите родителям». Эта фраза будет идеальным решением окончания разговора.

Главное, чтобы ваш ребенок рассказывал вам о таких ситуациях, доверял вам. Если вам показалось, что ребенок ответил неправильно, не стоит его ругать. Научите ребенка, что и как отвечать таким людям.

2. «А на кого это ты похож?».

Многие недалекие люди могут задавать бестактные вопросы типа: « Кого любят больше твои родители?», «А твой брат больше похож на родителей, может они тебя усыновили?» и так далее. Такие расспросы могут послужить не только причиной ссор в семье, но и серьезно травмировать ребенка. Идеальным ответом ребенка может быть: « Какие-то странные вопросы вы задаете».

Вы должны подготовить своего ребенка к таким ситуациям, рассказать, что есть нетактичные люди, которые несут чушь ради своего развлечения. Зная это, малыш не будет воспринимать в серьез колкие вопросы посторонних.

3. Угощения конфетками.

Обязательно объясните своему малышу, что принимать от посторонних какие-либо сладости и угощения категорически нельзя, особенно, если рядом нет родителей. Конечно, бабули во дворе любят угощать своими кулинарными творениями. Но ведь никто не знает, из чего и как она готовила. Возможно, этот шедевр вызовет аллергию или расстройство желудка у ребенка. А зачем такие проблемы?

4. Осторожно – незнакомцы.

Незнакомцы – весьма опасная ситуация. Ваш ребенок должен знать с самого раннего детства, что разговаривать с незнакомцами категорически нельзя. Кто бы это ни был: мужчина, женщина, ребенок старшего возраста. Даже если этот человек знает имя ребенка, он не должен к нему подходить. Научите малыша такой фразе: « Я с вами не знаком, мне нельзя с вами разговаривать». Важно, чтобы ребенок обязательно сообщил вам о подобном инциденте. Особенно, если незнакомый человек что-то предлагает или зовет пойти с ним. Объясните малышу, что такое поведение вполне нормальное и это не будет являться знаком плохого воспитания, поскольку это касается его безопасности.

Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:v-h20sbg7LAJ:https://babyzzz.ru/parents/1333.html%2B%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F+%D1%81%D0%BE+%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8?&newwindow=1&hl=ru&ct=clnk

Дружба ребенка со старшими детьми или взрослыми

Дружба с ровесниками играют важную роль в развитии ребенка и его социализации. Благодаря ей он больше узнает о людях, отношениях между ними и окружающем мире. Отсутствие друзей у ребенка, как правило, настораживает его родителей. Поэтому их задача — внимательно слушать его, и при необходимости консультироваться с детским психологом. Иногда случается так, что ребенок выбирает в друзья детей старшего возраста, а подросток предпочитает дружить со взрослыми.

Значение дружбы для развития ребенка

В раннем детстве дружба завязывается легче всего. Ребенку достаточно подойти к другим детям, играющим в песочнице и спросить, можно ли поиграть. Дети разные, впрочем, как и взрослые — одним достаточно одного-двух хороших друзей, другим необходимо общение с большой компанией.

Тем не менее, большое количество друзей или приятелей не означает, что дружба с ними будет глубокой и прочной. Состав детских компаний часто меняется — кто-то переезжает и теряет связь с друзьями, у кого-то с возрастом меняются интересы. Редким людям удается сохранить дружбу с детского сада и до взрослого возраста.

Детям школьного возраста для дружбы необходима общность интересов. Они могут найти друзей в своем или параллельном классе, спортивной секции или клубе по интересам. Совместные мероприятия — походы в гости, совместные поездки, посещение вечером помогут укрепить детскую дружбу.

Как бы ни менялся со временем состав друзей, и как бы ни складывались отношения между ними в будущем, самое главное, что усваивает ребенок — это ценные навыки человеческого общения.

Детская дружба ,ее отсутствие и общение с друзьями старшего возраста

Конечно, детская дружба — это прекрасная возможность для ребенка узнать себя и других. Но есть дети, которые ее лишены. Причин для отсутствия друзей может быть много — стеснительность самого ребенка, обиды со стороны сверстников, и, наконец, отсутствие желания играть с другими детьми. Сегодня дети и подростки, испытывающие трудности в общении со сверстниками, и вовсе предпочитают компьютер и социальные сети.

Если детская дружба недоступна ребенку, то родителей это очень беспокоит. Разумеется, им хочется, чтобы ребенок общался со сверстниками и набирался жизненного опыта. Их задача — прислушаться к нему, понять, что ему на самом деле нужно и интересно, не совершает ли он сам ошибки в общении.

С какими детьми не любят общаться:

  • с теми, кто любит жаловаться или ябедничать;
  • со слишком жадными;
  • со слишком скандальными и обидчивыми;
  • с теми, кто критикует всех и все вокруг;
  • с теми, кто считает себя самым умным.

Если родители обладают достаточным чувством такта, то они способны объяснить ребенку, как правильно общаться и какие ошибки не следует допускать.

Что могут сделать родители, чтобы у ребенка появились друзья:

  • приглашать в гости знакомых и друзей с детьми;
  • активно участвовать в мероприятиях, организуемых в детском саду или школе;
  • записать ребенка в секцию или клуб по интересам.

Иногда случается так, что ребенку неинтересно играть с ровесниками, потому что их игры кажутся скучными и неинтересными. Старшие дети могут привлекать его большим жизненным опытом или интеллектом.

С одной стороны, родители гордятся, если друг их ребенка на несколько лет старше. Для них это свидетельство его опережающего интеллектуального развития. С другой стороны, стремление дружить со старшими ребятами может свидетельствовать о не самой приятной черте характера — нежелании общаться на равных.

Дети, сами оказавшиеся в роли «старшего товарища», могут вести себя по-разному. Они могут стать для ребенка младшего возраста мудрыми и более опытными наставниками, а могут просто забавляться, глядя на их поведение. Поэтому если старший ребенок или компания детей отводят младшему роль клоуна, то родители, видя это, должны тактично объяснить ему, почему это не очень благоприятно для его развития. Но если для старшего ребенка более младший не выполняет роль игрушки, то поводов для беспокойства быть не должно.

Дружба людей с разницей в возрасте

Как правило, дружба людей основана на общих интересах и взаимном доверии. Иногда ребенок или подросток не находит этого в отношениях с ровесниками и тянется к более старшим детям или ко взрослым.

Основные причины, почему ровесники не принимают ребенка:

  • положение «белой вороны» в детском коллективе. Это происходит по разным причинам — долгая болезнь, появление новых одноклассников, переход в новую школу;
  • отсутствие детского круга общения. Такое часто происходит, если ребенок не видит вокруг себя детей. Детский сад он не посещает, младших братьев и сестер у него нет, а у друзей и знакомых родительской семьи детей либо нет, либо по возрасту они значительно старше;
  • отсутствие интереса к играм ровесников по разным причинам.

Дружба людей старшего возраста с младшими во взрослом возрасте уже не вызывает беспокойства, поскольку по мере взросления возрастная грань стирается. Но если ребенку, например, 6 лет, а он предпочитает дружить с детьми 10-12 лет, то общение с ними внушают родителям тревогу и опасение, поскольку их интересы могут быть гораздо более «взрослыми». Старшие дети могут ставить себя выше младшего, несправедливо относиться к нему или отводить роль «клоуна» в компании.

В любом случае, взрослым следует внимательно присмотреться к старшему другу ребенка и к его поведению. Если он ведет себя вполне справедливо, защищает младшего и охотно делится опытом, то это оказывает позитивное воздействие на ребенка. Но гораздо лучше научить его правильно общаться с ровесниками.

К сожалению, негативным моментом для дружбы людей любого возраста является ее недолговечность. Люди расходятся по разным причинам — смена места жительства, интересов, появление партнера или семьи. Постепенно дружеское общение ребенка с более старшими детьми может сойти на нет или продолжиться уже во взрослом возрасте.

Таким образом, дружеское общение с детьми старшего возраста оказывает на ребенка как позитивное влияние, так и негативное. Поэтому задача родителей, педагогов и психологов — рассказать ему обо всех сторонах такого общения и помочь научиться гармоничному общению со сверстниками.

Источник: http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/druzhba_rebenka_so_starshimi_detmi_ili_vzroslymi/

«Неконтактный» ребенок

В мире иногда встречаются очень удобные дети.

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Источник: http://medportal.ru/enc/parentschildren/3-5/14/

Если ребенок боится общаться.

У моего крестника (ему почти 4 года) хорошая многодетная семья, но меня настораживает то, что на прогулке он боится сверстников, а в ответ на приветствие не очень знакомого взрослого человека молчит или закрывает лицо руками. При этом со знакомыми взрослыми общается нормально и в целом прекрасный смышленый малыш. В чем причина такого поведения и как можно справиться с ситуацией? Евгения

Отвечает Екатерина БУРМИСТРОВА, семейный психолог, мама девятерых детей:

Безо всякой тайны

—Если у ребенка есть проблемы в общении со сверстниками, страх контакта с людьми, психологи говорят о проблемах его социализации. Социализация — вхождение в социум, когда маленький человечек учится различать нюансы поведения, допустимого в определенных местах, и вообще начинает понимать устройство общества на доступном ему уровне. Это растяжимый во времени процесс, который наступает примерно с одного года и завершается в 16-17 лет, когда ребенок уже способен осознавать ответственность за свои поступки и действия.

Если у ребенка есть богатый опыт общения, есть взрослые, грамотно вводящие его в огромный мир человеческих взаимоотношений, то социализация, как правило, проходит успешно.

Бывает, что дети рождаются харизматичными, умеющими найти общий язык с кем угодно — таким детям какая-то специальная социализация не нужна. Но это социальный талант, и, как любой талант, он проявляется не у всех. Большинству же детей, прежде чем они пойдут в школу, то есть выйдут в мир, необходимо научиться тонкостям взаимодействия с разными людьми. В противном случае нередко возникают проблемы коммуникативного характера: например, неумение видеть себя со стороны, страх близкого контакта с людьми или, наоборот, неумение определять, когда необходима дистанция — ведь если ребенок может подойти к незнакомой даме и изречь: «А у тебя платье некрасивое», у него тоже проблемы с социализацией.

Раньше дети играли во дворе сами по себе, без взрослых: в салки, прятки, казаки-разбойники, классики. У них был свой особый мир, с секретиками, тайнами (не какими-то плохими, а хорошими, детскими). А самая мощная социализация как раз и происходит в игре, причем не настольной, обучающей, а спонтанной: ролевой или игре с определенными правилами. А сейчас этот огромный пласт детской культуры в больших городах уходит — жизнь наша очень изменилась, дети гуляют только в сопровождении взрослого.

Сегодня большая разобщенность среди людей. Раньше мы могли запросто пойти к соседской девочке в гости поиграть. Сейчас ситуация другая. Может быть, в силу имущественного расслоения, может быть, других причин. Я знаю сейчас единицы людей, которые могут просто взять и заскочить к соседям на чашку чая.

Детский сад — это не лучшее и далеко не единственное, как многие думают, средство социализации, при условии, что у ребенка есть регулярное свободное общение. Социальный опыт, полученный ребенком от четырех до пяти лет вне семьи, чрезвычайно важен. Он расширяет представления о мире и спектр возможностей и умений.

Причем воспитывает даже негативный опыт, но только в том случае, если у ребенка доверительные отношения с родителями и он делится всем, что с ним происходит. А родители, в свою очередь, способны дать чуткую и грамотную оценку ситуации. Исходя из этой оценки и уже собственного опыта, ребенку в следующий раз будет проще справляться с подобными негативными явлениями.

Общение детей-дошкольников — это джунгли, мадридский двор, партизанский отряд со своими строгими правилами. И в этих отношениях познается огромное количество социальных нюансов.

Мы же, например, сразу отличим профессора от человека, закончившего лишь школу. Так же и дети сразу, еще невербально «считывают» человека, являющегося новичком в общении. (Если он, конечно, не тот самый харизматик с рождения, о котором говорилось вначале.) Причем если проблемы с социализацией не проявились в раннем школьном возрасте, они могут стать очевидными в то время, когда ребенок станет подростком.

Возможность ссориться и мириться

Проблемы социализации в многодетных семьях и в семьях, где один-два ребенка, отличаются.

Если в семье один ребенок, он просто живет в мире взрослых, причем на особом, выделенном положении. Он ориентирован на общение со взрослыми, которые готовы к нему подстроиться, обязательно учесть его мнение. С таким ребенком не договариваются, а его уговаривают. И роли в игре определяет он сам. Он привык командовать. Когда такие дети приходят в школу, они и там пытаются командовать, не имея качества лидера. В семье-то ситуация была не завоевана, а дана изначально. В детском коллективе репутацию надо завоевать. И никто просто так не готов подчиняться. Нетрудно представить, как тяжело приходиться таким детям.

Когда в семье двое детей, особенно разного возраста, возможностей для социализации больше, но все равно ролевой диапазон взаимоотношений крайне небольшой. Получается негибкая модель общения, особенно когда дети одного пола. Старший, как правило, будет занимать главенствующую позицию, и в этом случае всегда понятно, кто король, а кто вассал, кто принцесса, а кто лягушка.

Многие думают, что они социализируют детей, водя их на множество различных занятий, кружков и секций. Но, когда расписание у ребенка сложнее, чем у мамы, происходит не полноценная социализация, а воспитание трудоголика. Детям нужно именно общение, вне каких-либо занятий.

Надо не только водить детей по музеям, что тоже хорошо, но это про развитие, а не про социализацию. Важно давать детям возможность играть. А для этого — искать мам, близких вам по духу, детей, с которыми вашим детям интересно. Важно, чтобы у детей была возможность вместе играть в куклы, в солдатики, в машинки, возможность ссориться, мириться, пусть они не могут поделить игрушку, сразу договориться, кто будет водить во время пряток. Пусть они сами учатся разрешать те или ситуации, находить правильное решение, чтобы общение развивалось дальше. Родителям при этом хорошо бы, не вмешиваясь, находясь поодаль, внимательно наблюдать, что происходит. Чтобы понять, есть ли у ребенка трудности в общении.

Неплохой выход для семей, в которых один-два ребенка, — «обмен» детьми: своего рода мини-группы, когда один день с ребятами сидит одна мама, а на следующий день — другая. Такие группы можно организовывать и на приходах. После занятий, которые посещает ребенок, необходимо, чтобы он не сразу шел домой, а оставался поиграть с ребятами, с которыми он занимался. В этом случае тоже неплохо договориться с другими мамами о регулярности таких игр. Если в семье двое детей, их нужно водить к другим детям и вдвоем, и по отдельности. Вдвоем — чтобы у них была возможность, когда нужно, встать спина к спине и друг за друга постоять. А по отдельности — чтобы ребенок почувствовал, как ему строить отношения без своего брата или сестры.

Вообще здорово, когда у каждого из детей есть игровая пара вне семьи: друг или подружка, ребенок, с которым хорошо играть. Раньше мы сами выбирали себе такого друга, нам кто-то нравился во дворе, кто-то нет. А сейчас дети чаще общаются с теми, кто удобнее родителям. Но надо постараться, чтобы у ребенка был хоть какой-то выбор и предпочтения.

Средние — без внимания?

Существует стереотип, что в многодетных семьях у детей проблем с социализацией не возникает. Действительно, раньше было именно так. Потому что ребенок из традиционной большой семьи попадал в мир, где с легкостью можно было встретить того, кто родился шестым, девятым, одиннадцатым.

При этом было общение с многочисленными двоюродными-троюродными братьями-сестрами, и потому общение было многогранным и полноценным. И правдой является факт, что чем больше детей, тем больше возможностей в отношениях и ролевых сочетаний. Но сегодня многодетные семьи изолированы и живут, по большей части, своей внутренней жизнью.

На старших детей у родителей обычно больше хватает времени и внимания. Да и бабушки, которые склонны больше принимать первого и второго ребенка, помогают заботиться о них.

Когда детей становится больше, у родителей много сил уходит на то, чтобы опять же заниматься со старшими и новорожденными младенцами. А на средних и младших сил и времени может не хватать, и они могут оставаться диковатыми. Отставание средних и младших детей в эмоциональном и социальном развитии — это одна из центральных проблем социализации в большой семье. Поэтому нужно очень внимательно следить, чтобы средние и младшие по уровню развития, по умению общаться не отставали от своих сверстников. Нужно успевать читать им книги, водить их в тот же театр, но не заодно со старшими, на постановку, которую они не поймут, а на нечто соответствующее возрасту, нужно отпускать их в гости к друзьям. Да, это тяжело. Маме требуется помощь.

Со старшим ребенком из большой семьи могут быть сложности другого рода: когда такой ребенок попадает в школу, учителя по его поведению понимают, что он уже имеет опыт ответственности за других, и начинают этот опыт эксплуатировать, назначая его старостой, ответственным дежурным — что в результате может сильно затруднить общение со сверстниками. Нужно следить, чтобы и в семье, и в школе старшие не были перегружены ответственностью, чтобы у них оставалось время «на себя», на общение с друзьями.

Время неупущенных возможностей

Подготовила Оксана ГОЛОВКО

Источник: http://www.nsad.ru/articles/esli-rebenok-boitsya-obshhatsya

Комментарии запрещены.